История развития штыка начинается с багинета. Багинет появился в северной Испании в конце ХVI века как оружие охотников. В процессе охоты холодное оружие втыкалось в дуло ружья, обеспечивая, таким образом, возможность добить раненного зверя. Таким образом в конце ХVI века появилась комбинация «ружье-клинок». В качестве холодного оружия для этой комбинации начали использовать охотничьи ножи и кинжалы, рукоять которых переделывалась таким образом, чтобы ее можно было вставлять в дуло ружья. Рукояти изготавливались из рога, кости, дерева и металла. Европейские багинеты очень схожи между собой, поэтому точно атрибутировать их, то есть отнести их к какой-либо конкретной стране крайне трудно.
Превращение охотничьего багинета в боевое оружие европейских армий началось в 1640-50-х годах. Первое боевое применение багинетов связывается с французским местечком Байоне, от которого и произошло название «багинет». Впрочем, известный оружиевед Е. Маркевич упоминал о том, что украинские казаки уже в начале ХVII века использовали ножи в качестве багинетов, приписывая в тоже время это изобретение литовским охотникам. Несколько типов багинетов ( байонетов) находится и в коллекции МИО (в том числе образец, найденный на территории Украины и относящийся предположительно к периоду казачества). Байонеты вплоть до 19 века были на вооружении у охотников, постепенно становясь парадной деталью одежды.
В результате совершенствования огнестрельного оружия, его стандартизации и взаимозаменяемости в конце ХVII века появились штыки с трубками, которые надевались на ствол, что позволяло вести стрельбу с примкнутым штыком, а также вести рукопашный бой. Штыки с трубкойне имели рукоятей и как правило, использовались в примкнутом состоянии как чисто колющее оружие. Трубчатый штык крепился на стволе ружья различными способами. И как только появились первые штыки с трубками, сразу начались поиски различных вариантов фиксирующих устройств. Самой многочисленной является группа штыков с хомутиками. Появление хомутика во многом решило проблему надежной фиксации штыка и явилось очень удачным конструктивным и технологическим решением. Простота и надежность данного решения определила дальнейшее их использование практически во всех странах, имевших на вооружение огнестрельное оружие.
Известны также штыки с трубками, которые имеют оригинальную форму клинков и трубок. Клинки таких штыков были плоскими, «тесачного» типа или этнического типа. Известны штыки с трубками-рукоятями, которые имели даже приставные гарды – как шведский штык обр. 1840 г. из коллекции МИО.
Параллельно с возникновением и развитием штыков с трубками развивались так называемые штыки-тесаки. Считается, что массовое оснащение нарезных ружей штыками-тесаками было организовано в Пруссии в середине ХVIII века. В конце ХVIII - начале ХIХ века во многих европейских армиях стали появляться собственные образцы штыков-тесаков. В МИО представлены английский штык-тесак к ружью Бейкера, штык-тесак обр. 1858 г. к морской винтовке Энфилда. Тяжелые штыки-тесаки в основном использовались как оружие специальных войск: стрелков, егерей, артиллеристов и инженеров.
Во второй половине XIX века на смену тяжелым штыкам-тесакам пришли легкие штыки-тесаки с более совершенной системой крепления на стволе, состоявшей из Т-образного паза с пружинной защелкой в головке рукояти и кольца в крестовине в которое входил ствол ружья или винтовки. Эта система оказалась настолько удачной, что продолжает использоваться и до настоящего времени. Указанные образцы принято называть легкими штыками-тесаками или просто штыками. В МИО имеется штык обр. 1866 г. к винтовке Мартини-Генри.
С указанной системой крепления штыка к винтовке большое развитие получил клинок так называемого «ятаганного типа» с двойной кривизной. Этот образец берет свое начало с 1840 года во Франции. Вскоре ятаганные клинки быстро завоевали популярность в других армиях мира (Австро-Венгрия, Турция и т.д.).
Ряд штыков имеет игольчатые клинки, предназначенные исключительно для укола. Они использовались во Франции, России, Италии, Швейцарии и других странах .
Существует группа штыков, которые не имеют трубок и рукоятей. К этой группе относятся штыки со стержневым креплением, штыки с отжимными пластинами и штыки-шомполы (штык к винтовке МАС обр. 1936 г. из МИО).
Стремление совместить в штыке функции холодного оружия и инструмента привели к появлению так называемых «штыков – инструментов» и «комбинированных штыков». Известны «штыки-лопаты» (например американский обр.1873 г., к винтовке Спрингфилда, коллекция МИО), «штыки-сошки» (штык к АВС обр. 1936 г., коллекция МИО) и др.
В связи с резким повышение мощи огнестрельного оружия роль штыка на поле боя стала снижаться. Требовались более легкие и многофункциональные образцы. Во второй половине XIX века, появились «штыки–ножи» – это штыки, которые, отделив от винтовки или карабина, можно использовать в качестве ножа, в том числе для нанесения повреждений противнику, при непосредственном удержании в руке. Первый штык-нож появился в Германии в 1884 году к винтовке системы Маузера образца 1871/84 гг. и послужил прообразом для разработки и постановки на вооружение аналогичных моделей в армиях многих стран мира. В годы Первой Мировой войны в условиях дефицита сырья, недостатка и изношенности оборудования появились так называемые «эрзац-штыки». Эти штыки изготавливались по упрощенной технологии. В некоторых случаях клинок просто вырубался из полосы металла низкого качества. На некоторых штыках отсутствовали рукояти. В этих штыках к хвостовику с одной стороны приклепывалась отжимная пластина, а с другой Г-образная пластина с кольцом для ствола.
На вооружение немецкой армии были многочисленные модели так называемых «переделочных» штыков, которые изготавливались из старых или иностранных клинков и рукоятей по стандартам, обеспечивающим их применение с винтовками и карабинами системы Маузера. Несколько таких штыков имеется и в коллекции МИО.
С развитием военной техники, совершенствованием тактики ведения военных действий, значение штыка на поле боя стало резко снижаться. Штыковые атаки отдельных подразделений не оказывали какого-либо существенного влияния на ход боевых действий. Однако штык продолжал сохраняться на вооружении. Он стал, с одной стороны, более компактным, с другой – часто многофункциональным.
Прообразом современного штык-ножа был немецкий штык-нож образца 1942 года, разработанный и изготовленный в небольшом количестве золингенской фирмой «К. Айкхорн». Это был многофункциональный штык-нож, в полой рукояти которого имелся складной нож с набором инструментов (отвертка, шило, штопор и т. д.).
Штык-нож для советского автомата Калашникова, появившийся в конце 50-х годов, совмещал штык, инструменты и нож. В дальнейшем этот штык-нож явился прототипом для аналогичных моделей в Германии, Швейцарии, США, Великобритании.
Помимо вышеперечисленных моделей штыков существует небольшая группанеотъемных штыков. Такой штык является составной частью ручного огнестрельного оружия и не может быть использован отдельно от него. Первоначально эти штыки появились в Европе в середине XVII века. Это были длинные игольчатые штыки с расширенным острием в примкнутом состоянии в некоторых случаях заменяли пику (например, штык на английском тромблоне рубежа XVIII – XIX веков из МИО).
Во второй половине XIX - XX вв. благодаря новым конструкциям системы крепления и фиксации этих штыков и совершенствовании технологии изготовления ручного огнестрельного оружия неотъемные штыки стали применяться на серийных карабинах (например, штыки к винтовке Манлихера-Каркано обр.1891 г., штык к СКС обр. 1945 г.).
Несмотря на то, что в реальных боевых действиях случаи применения штыка редки, он по-прежнему находится на вооружении армий различных стран мира, в том числе и украинской армии.
Запорожье, пр-т Соборный, 189 +38-061-232-15-55
Хрестоматиен образ королевского мушкетёра, чаще действующего не мушкетом, а шпагой. В века, когда огнестрельное оружие было однозарядным (если «несколькозарядным», то значит столько же и стволов – от охотничьей двустволки до многоствольного «органа», называемого на Москве «сорокой», а у запорожских казаков «шмигівницей») да ещё долго заряжающимся, холодное оружие было шансом воина, использовавшего заряд. Сразу же после появления огнестрельного оружия военная мысль попыталась соединить его с холодным оружием. Были и шпаги с пистолетом в рукояти и пистолеты-топорики. Но реальной полезной комбинацией за все века стало только ружьё со штыком.Легенда говорит, что название «байонет» (украинское – «багинет») появилось в конце ХVII века. Полк из города Байон, состоявший из горцев-басков был окружён врагом и израсходовав патроны считался обречённым. Враг был неприятно удивлён, когда баски привязав свои ножи к стволам бесполезных мушкетов, пошли в атаку, как пикенёры!..
В российской армии штыковая атака была культовой со времён Петра І. Считалось, что русский солдат - самый храбрый и своей храбростью и презрением к смерти он компенсирует все огрехи устройства русской армии. Вершиной идеи стало крылатое выражение Суворова: «Пуля – дура, а штык – молодец!» Последователи Суворова кидали полки в штыковые атаки и против пулемётов и против танков. Иногда ценой огромных потерь добивались успеха. Ведь русский солдат – храбрый!..