В первых веках новой эры арсенал холодного оружия пополнился палашом – совершенно новым типом клинкового рубящего оружия с односторонней или полуторной заточкой. Появление палашей обычно связывают с нуждами конницы, которой требовалось лёгкое эффективное оружие для скоротечных схваток. Палаши были легче мечей, но еще не имели сабельной кривизны.
Следующим этапом в развитии клинкового оружия стало появление сабли. Сабля появилась на Востоке и получила широкое распространение у кочевников Восточной Европы и Средней Азии в VII – VIII вв. Сабли этого периода обычно имели длинный (более метра) клинок малой кривизны одинаково пригодный для рубящих и колющих ударов.
С последней трети X века сабля, заимствованная из хазаро-мадьярского комплекса вооружения, начинает применяться и в Киевской Руси, конкурируя с мечами каролингского типа.
В музейной коллекции представлены палаши северокавказского происхождения (возможно, аварские) и целый ряд сабель кочевников VIII – XIV вв.
В Музее можно увидеть практически весь арсенал вооружения воинов времен Киевской Руси – топоры, наконечники копий и стрел, булавы, кистени.
Основная масса простых воинов и ополченцев вооружалась копьями и боевыми топорами – оружием более дешевым и доступным чем меч. В ходу были и широколезвийные бородовидные топоры и чеканы – топоры, тыльная часть обуха которых снабжена молоточком.
Использовались также вспомогательные виды оружия – булавы и кистени, которые появились под влиянием кочевников-степняков.
В Музее представлены бронзовые и железные булавы с самыми разнообразными формами наверший – шаровидные с шипами, в форме куба с шипами, в форме куба со срезанными углами.
Булавой пользовались в рукопашной схватке, когда требовалось нанести неожиданный и быстрый удар в любом направлении. Булавой весом в 200-300 г. в случае прямого удара можно было оглушить и вывести из строя даже защищенного доспехом воина.
Кистень – ударное оружие, разных размеров, чаще всего каплевидный предмет, бронзовый, железный или костяной. Кистени крепилась на ремень, другим концом наматывалась на кисть руки или крепилась к деревянной рукояти. Кистени могли использоваться как всадниками, так и пешими воинами.
С очень отдаленного времени кистень известен как народное, а иногда и разбойничье оружие; его легко было спрятать, а в дороге он служил для самозащиты.
Представленная коллекция из 268 экспонатов наиболее ярко отражает основные тенденции развития оружия периода раннего средневековья и Киевской Руси.
Запорожье, пр-т Соборный, 189 +38-061-232-15-55
Примерно в VII-VIIІ веках на Алтае появляется принципиально новое оружие – сабля. Если меч и палаш – оружие рубящее и нанесенное повреждение зависит в первую очередь от силы удара («меч плечом крепок!»), то сабля – режущее оружие и поражающие свойства во многом зависят от остроты оружия и ловкости воина. Новое оружие достаточно быстро распространяется среди кочевых народов евразийских степей, и значительно позднее среди оседлых народов, которые им противостоят. Тем не менее, на Руси долго сохраняется, как главное оружие, меч. Меч Киевской Руси - каролингского типа. Название происходит от знаменитых центров производства в Лотарингии между Францией и Германией, входивших в империю Карла Великого и его приемников. Меч, принадлежавший окружению князя Святослава, несколько лет назад поднятый со дна Старого Днепра относился к этому типу, и малообразованные корреспонденты, «кликнув» в Интернет слово «каролинг», поспешили заявить, что воины империи каролингов доходили до наших мест… Да каролингскими мечами несколько столетий воевала вся Европа! Кстати, на скульптуре Клыкова, установленной в Вознесеновском парке г.Запорожья, князь Святослав вздымает над головой, как крест – христианское благословение (это воинствующий язычник-то!) огромный, в два раза больше приличествующего ему и удобного для боя каролингского меча, меч «понтовщика». Примерно, как секретарь райкома сталинских времён – трус и тыловая крыса был одет в галифе с сапогами и полувоенный френч – «сталинку». Святослав бы за такое изображение скульптора Клыкова прикончил бы без суда!.. Среди латинских обозначений фирмы врезанных в дол мечей (Ульбрехт и др.) встречаются надписи кириллицей, такие как знаменитое «Людота коваль». На обломанном мече, представленном в музее оружия тоже как будто проступает короткая надпись кириллицей. Мы бы прочитали её как «Киев». Меч – оружие весьма дорогое, поэтому воины (особенно не профессионалы, а ополченцы, т. е. не «княжьи мужи, владеющие оружием», а «мужики, способные оружие носить») были вооружены топорами. Академик Б.Рыбаков в принципе отрицает существование боевого топора, заменяя его термином «походный топор». Походный топор много легче рабочего, а сила удара достигается за счет длины рукояти. В Киевской Руси были чрезвычайно распространены кистени. В городах литой бронзовый кистень имел чуть ли не каждый мужчина. Малый размер и вес делали кистень крайне удобным оружием самообороны, хотя он получил в народе недобрую славу разбойничьего оружия. «Запаслив – нож за голенищем, кистень за пазухой!..»